Характеристика «доступной среды» и контингента студентов с инвалидностью в вузах-партнерах
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 60
Характеристика «доступной среды»:
В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в учебные аудитории, туалетные и другие помещения.
Приобретены мобильные подъемные платформы с электроприводом для транспортировки поступающих и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов. При необходимости платформы могут быть перевезены и использоваться в любом учебном корпусе и (или) общежитии.
Подъезд автотранспорта к входу обеспечен во всех учебных корпусах и общежитиях КГПУ им. В.П. Астафьева. Все учебные корпуса и общежития оснащены поручнями на лестничных маршах. В университете имеются аудитории, расположенные на первых этажах учебных корпусов, близко расположенные к выходу из здания.
При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (СФУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 156
Характеристика «доступной среды»:
Создание безбарьерной среды в университете учитывает потребление инвалидов и лиц с ОВЗ на обширной территории вуза. Учебные помещения оснащены специализированным оборудованием и техническими средствами для организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ с учетом эргономических требований в том числе научно-исследовательских лабораториях, 5 из которых международные.
Организация образовательного процесса более чем на 150 направлениях подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета осуществляется по адаптированным образовательным программам в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса, расписанием занятий с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья лиц с ОВЗ и индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Около 50 спортивных секций и 100 студенческих коллективов реализуют мероприятия инклюзивной направленности.
Особое внимание уделяется реализации образовательных прав инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом климатогеографических условий Севера, затрудняющих передвижение для маломобильных групп, активную коммуникацию в зимнее время в городской среде.
СФУ заключил соглашение с Римским университетом «Форо Италико» по продвижению совместных инициатив и обмена в сфере научных исследований, образования, обучения и современного развития с особым акцентом на инклюзивное образование.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (СибАДИ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 12
Характеристика «доступной среды»:
Вуз гарантирует материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже здания).
При получении высшего образования по образовательным программам, обучающимся с инвалидностью и ОВЗ предоставляются специализированные учебники, учебные пособия и иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика и тифлопереводчика с согласия данных лиц.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (СибГУ имени академика Решетнева)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 13
Характеристика «доступной среды»
В вузе созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения. Подъезд автотранспорта ко входу обеспечен во всех корпусах СибГУ им. М.Ф. Решетнева, имеются выделенные стоянки для транспортных средств инвалидов. В корпусах «Л» и «Н» имеются сменные кресла-коляски, мобильный лестничный подъемник для инвалидов на кресле-коляске, адаптированные лифты. Все учебные корпусы и общежития университета оснащены поручнями на лестничных маршах. Для ведения образовательного процесса в университете имеются аудитории, расположенные на первых этажах учебных корпусов, близко расположенные к входу в здания.
В качестве адаптации образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями в университете запущена электронно-библиотечная система «Лань» и «Университетская библиотека on-line», в которые интегрированы сервисы для незрячих пользователей, позволяющие при чтении книг увеличивать масштаб или включить голосовое озвучивание текстов. В ЭБС университета представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг и аудиоучебников различных издательств.
В структуре университета работают подразделения: Центр социально-психологической помощи и Сектор по обеспечению инклюзивного образования. Деятельность данных подразделений, одновременно с работой по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов, направлена на создание условий инклюзивного образовательного пространства и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (ОмГТУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 40
Характеристика «доступной среды»:
Для обеспечения доступности образования в учебных корпусах создана безбарьерная среда, аудитории оснащены стационарными техническими средствами обучения и мобильными адаптирующими устройствами для обучения студентов различных нозологий.
В научной библиотеке ОмГТУ функционирует читальный зал для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Зал оснащен компьютерной техникой с дополнительным специализированным оборудованием и программным обеспечением. В зале 5 автоматизированных рабочих мест: три – для лиц с ОВЗ по зрению, одно – для лиц с ОВЗ по слуху и ещё одно для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Последней категории пользователей библиотека предоставляет пересадочное узкое кресло – коляску.
ОмГТУ заключил договор с Омским региональным объединением общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» о предоставлении услуги по сурдопереводу.
В ОмГТУ ведется повышение квалификации педагогических работников по программе «Организация и обеспечение образовательного процесса в вузе при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья».
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 17
Характеристика «доступной среды»:
С учётом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся разрабатываются индивидуальные учебные планы. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Студенты имеют возможность освоения образовательных программ с применением дистанционных технологий.
Электронная библиотека позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами, ООП частично реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий; имеются персональные сайты преподавателей, которые обеспечивают онлайн поддержку образования.
В ОмГПУ созданы условия для довузовской подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ на базе Университетского центра развития детей с особыми образовательными потребностями. Осуществляется профориентационная работа с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ.
В образовательном процессе активно используются методы и технологии, ориентированные на студентов с инвалидностью и ОВЗ. В библиотеке ОмГПУ, а также в методическом кабинете факультета начального, дошкольного и специального образования для подготовки специалистов по работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ имеется в наличии специальная литература, включая электронные издания.
В ОмГПУ действует Центр Содействия укреплению здоровья студентов и сотрудников (Центр здоровья), который реализует реабилитационные программы и организует занятия по физической культуре для студентов с инвалидностью о ОВЗ.
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (ОмГу им. Ф.М. Достоевского)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ –66
Характеристика «доступной среды»:
В целях организации инклюзивного образования в ОмГУ создаются условия по обеспечению обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными лицами. Основными видами деятельности университета по организации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ являются: довузовская подготовка, профориентационная работа и сопровождение вступительных испытаний; адаптация образовательных программ и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; содействие трудоустройству выпускников-инвалидов; создание безбарьерной архитектурной среды; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение и дополнительная подготовка преподавателей; комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 61
Характеристика «доступной среды»:
Обучение по образовательным программам высшего образования студентов с инвалидностью и ОВЗ осуществляется в ТГУ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Обучение организуется как в соответствии со стандартным учебным планом и графиком, так и по индивидуальному учебному плану.
Электронная образовательная среда ТГУ и использование дистанционных технологий позволяют значительно расширить доступность высшего образования и дополнительного профессионального образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ.
В ТГУ действует студенческое добровольческое движение, ответственное за сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ внутри образовательных учреждений и за их пределами. Студенты ТГУ участвуют в зарубежных проектах по работе с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами: «Социально-культурная реабилитация детей и взрослых инвалидов» (с сочетанной патологией) HOPE, Anchorage, USA).
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (НИ ТПУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 30
Характеристика «доступной среды»:
В Томском политехническом университете создается архитектурная доступность корпусов и общежития, научно-технической библиотеки, специальные рабочие места для студентов со слабым зрением. Создание условий включения студентов с инвалидностью и ОВЗ в общую среду.
Наличие базы адаптированных программ обучения. Идет подготовка базы учебно-методических материалов для лиц с нарушениями зрения с привлечением активных студентов. В рамках реализации инклюзивного образования в ТПУ используются электронные формы обучения, дистанционные и онлайн-курсы, разрабатываются видеоматериалы со звуковым сопровождением.
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 31
Характеристика «доступной среды»:
Томский государственный педагогический университет осуществляет реализацию прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования.
Этапы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс:
Первый этап – довузовский. Решение проблемы инклюзивного взаимодействия в коммуникативном аспекте. ТГПУ в рамках межведомственного взаимодействия и собственных ресурсов решает вопрос обеспечения доступности в получении информации абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья.
Второй этап – первые недели в вузе. Направление деятельности – определение образовательного маршрута: режим посещения лекций и практикумов.
Заключительный этап – реализация модели включения студентов с ОВЗ в образовательный процесс с учётом их особых образовательных потребностей: полное включение с учётом форм межведомственного взаимодействия и волонтёрской помощи; частичное включение с учётом форм межведомственного взаимодействия и волонтёрской помощи и индивидуальным режимом посещения занятий (сочетание с дистанционной формой обучения); комбинированная.
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 72
Характеристика «доступной среды»:
Основные виды деятельности по организации инклюзивного образования в вузе:
- довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами с инвалидностью и абитуриентами с ОВЗ;
- сопровождение образовательного процесса и применение здоровьесберегающих технологий по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;
- развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ;
- социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ;
- создание БАС;
- обеспечение образовательного процессах кадрами, в том числе категорией профессорско-преподавательского состава, соответствующей квалификации;
- разработка адаптированных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для лиц с ОВЗ и инвалидов.
В университете деятельность по организации образовательного процесса для обучения инвалидов возлагается на учебное управление в части организации образовательного процесса; Центр сопровождения студентов с инвалидностью ТУСУР (ЦеССИ) в части координации учебной и социокультурной адаптации студентов-инвалидов; факультеты в части сопровождения инклюзивного обучения студентов-инвалидов; отдел ОНИР в части консультирования и регистрации лиц с инвалидностью, поступающих в ТУСУР; проректора по развитию университетского комплекса и социальной работе в части социокультурной реабилитации; Центр содействия трудоустройства выпускников в плане оказания помощи выпускникам с инвалидностью и ОВЗ.
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (ТИУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 42
Характеристика «доступной среды»:
Тюменский индустриальный университет – университет равных возможностей. При реализации этого принципа особое внимание уделяется организации доступной среды для организации инклюзивного образования.
Начиная с профориентационной работы с будущими абитуриентами и заканчивая трудоустройством выпускников, университет учитывает индивидуальные пожелания и способности, предоставляет возможность проявить себя и стать успешным профессионалом.
Для студентов с инвалидностью и ОВЗ, нуждающихся в особых условиях обучения, готовится индивидуальный учебный план и учебная программа с учетом имеющихся нозологий. Кроме того, в университете работают социальные педагоги и психологи, готовые оказать психолого-педагогическую поддержки и сопровождение учебного и внеучебного процессов.
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (НВГУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ – 37
Характеристика «доступной среды»:
В НВГУ реализуется программа по развитию инклюзивного образования в вузе, обеспечивающая студентам с инвалидностью и ОВЗ оптимальные условия для обучения и проживания.
В университете имеются аудитории, оборудованные специальными местами для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Осуществляется подготовка научно-педагогических работников к работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ. Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих программ дисциплин.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ осуществляется Центром развития карьеры во взаимодействии с городским центром занятости населения, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству выпускников университета. В вузе создана волонтерская служба для оказания помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ.
ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
Численность студентов с инвалидностью и ОВЗ –
Характеристика «доступной среды»:
В Университете обеспечен равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.
В Университете создана безбарьерная среда по обеспечению условий доступности зданий и сооружений для инвалидов и лиц с ОВЗ.
На протяжении всей траектории образовательного процесса осуществляется индивидуальное сопровождение обучающихся. При обеспечении дисциплин (модулей) учебного плана современными техническими и программными средствами обучения учитывается мнение и потребности студентов.
Техническое оснащение зданий, программное обеспечение и специализированное оборудование позволяют учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Имеются книги с рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и специализированное высокотехнологичное оборудование ведущих производителей оборудование для обеспечения образовательного процесса.