VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»

VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы»

20 Октября 2021 0

В октябре 2021 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы».

Целью VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» стало обсуждение основных стратегий развития инклюзивного процесса и успешных практик инклюзии в отечественном образовании, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного процесса, научное обсуждение теоретических и методологических основ социальной и образовательной инклюзии.

Конференция предполагала совмещение очного и дистанционного форматов работы, что обеспечило возможность присоединения к мероприятию для большего количества заинтересованных участников.

Виталий Владимирович Рубцов, президент МГППУ, приветствовал участников конференции и отметил важность ее проведения - сегодня она объединяет усилия представителей науки, практики и общественности и становится площадкой решения проблем, над которыми они работают.

Виталий Владимирович зачитал Приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой. В своем Приветствии Татьяна Алексеевна подчеркнула, что инклюзия является неотъемлемой частью современного общества, индикатором его демократичности и непременным условием его развития. Работа конференции, по мнению вице-премьера, способствует формированию взвешенной позиции экспертного сообщества по вопросам инклюзивного образования, что позволяет выработать системные решения и, в конечном итоге, поможет создать поистине гуманистическое общество в нашей стране.

Анна Юрьевна Кузнецова, вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации, обращаясь к участникам конференции, обратила внимание на то, что родителям особенных детей важно дать возможность выбора формы обучения ребёнка (коррекционная или инклюзивная). Она рассказала, что за пять лет учеников с ОВЗ и инвалидностью в «обычных» классах стало больше на 46%. При этом на полмиллиона особых школьников приходится всего 7,5 тысяч тьюторов, а численность детей-инвалидов в России за пять лет увеличилась на 13%. Поэтому важно, чтобы каждое решение, которое принимается в интересах особых учеников, учитывало опережающий запрос. Также важно чётко распланировать подготовку специалистов с учётом точного анализа потребности в них в ближайшее время. Актуальной задачей, по словам депутата, является создание системы ранней помощи для своевременного выявления проблем со здоровьем и оказания квалифицированной помощи детям.

Замминистра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов отметил, что в последние годы Россия продвинулась в развитии инклюзивного образования. Согласно мониторингу министерства 2020 года, в нашей стране насчитывается более 10,1 тысячи инклюзивных школ, то есть 28% от общего количества, а детских садов более восьми тысяч, что составляет 21,8%. Однако необходимо продолжать работу в регионах и обеспечить возможность инклюзивного образования на всех уровнях. 

Роджер Сли - почетный профессор, заведующий кафедрой инвалидности и социальной инклюзии в Университете Лидса (Великобритания), консультант правительств и органов управления образованием Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Косово, Черногории, Греции, Англии, Индии, Ирака и Иордании в своем докладе рассказал о влиянии пандемии COVID-19 на обучение лиц с ОВЗ – пандемия обнажила недостатки системы образования, усилила неравенство и выявила необходимость фундаментальных реформ.

После пленарного заседания участники присоединились к многостороннему обсуждению актуальных проблем, возможностей и перспектив инклюзивного образования в рамках работы панельных дискуссий, секций, проектных сессий. Зарубежные и отечественные эксперты рассказали о своем опыте, разработках, конкретных кейсах, результатах масштабных исследований в области инклюзивного образования.

В конференции приняли участие преподаватели Тюменского государственного университета и специалисты РУМЦ ТюмГУ:

- Публичную лекцию на тему «Дорогой инклюзивного совершенства» провела Волосникова Людмила, директор Института психологии и педагогики, директор РУМЦ ТюмГУ

- Доклад на тему «Инклюзия в образовании как пространство самоопределения педагога»  в рамках обсуждения вопроса профессионального профиля педагога инклюзивного образования, моделей подготовки и программ обучения представила Елена Неумоева-Колчеданцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ,

- В рамках сетевой отраслевой онлайн-презентации инклюзивных практик в высшем инклюзивном образовании «Профориентация – обучение – трудоустройство» Любовь Гладкова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства, рассказала о Фестивале инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии».

В рамках конференции прошли круглые столы, мастер-классы, вебинары, охватившие широкий спектр вопросов, связанных с реализацией инклюзивного образования, и объединившие опыт российских и зарубежных специалистов.

Жанна Брук приняла участие в круглом столе, посвященном проблеме социальной инклюзии в широком смысле слова в отношении социально уязвимых категорий детей. Для обсуждения предлагались вопросы специфики модели субъективного благополучия данной категории (дети с ОВЗ и инвалидностью, дети-сироты, дети-мигранты, дети, проживающие в кочевых семьях, экологически неблагополучных регионах и проч.).

Конференция вызвала большой интерес: ни интенсивная программа, ни разница во времени не помешали слушателям со всей России, ближнего и дальнего зарубежья активно участвовать в ее работе.

По итогам конференции будет составлена резолюция, включающая предложения по решению актуальных проблем инклюзивного образования.


Подробнее на официальном сайте МГППУ: https://mgppu.ru/