Диктант сдан! Работа над ошибками.

25 декабря 2020 565

В рамках IV Фестиваля инклюзивной культуры впервые был проведён Инклюзивный Диктант.

Данная форма вызвала интерес у сообщества и с первого раза собрала 577 участников. Как любая форма отчетности в образовании Диктант, с одной стороны, позволил примерно зафиксировать особенности понимания и представления инклюзии. А, с другой стороны, реализовал обучающую функцию – сфокусировав внимание участников на некоторых сторонах инклюзии. Когда респонденты после Диктанта искали  информацию на не отвеченные вопросы.

Выборка в достаточной степени репрезентативна:
1. 23 города России и ближнего зарубежья. От Читы и Красноярска до Калининграда и Смоленска. От Ханты-Мансийска и Нефтюганска до Ростова-на-Дону и Брянска. И, конечно, Великий Новгород, Вологда, Смоленск, Архангельск, Мурманск и т.д.. и, безусловно, Москва и Санкт-Петербург. И друзья из Костаная, Петропавловска, Кокшетау (Казахстан), Минска (Беларусь), Брно (Чехия) и Донецка!
2. Бакалавры – 63,8%, преподаватели – 12,7%, магистры – 12,3%, административно управленческий персонал – 4%, учебно- вспомогательный персонал – 2,3% и т.д. 

Уже в первом вопросе респондентам необходимо было определиться в понимании: инклюзии, эксклюзии, сегрегации и интеграции. Верно идентифицируют понятия – 64,1% респондентов. Основная путаница обозначилась между сегрегацией и эксклюзией. 

Интерес вызвал вопрос о том, почему «станции в московском метрополитене объявляет мужской, либо женский голос». 62,9% ответили верно: «чтобы человек мог сориентироваться в направлении движения поезда». 25,6% нашли в этом «показатель гендерного равенства». Остальные толи в шутку, толи всерьез отметили «чтобы разнообразить монотонные объявления». 

Задание с картинками положительно отметили большинство респондентов. И, если при решении известной задачи «забраться быстрее всех на дерево» для птички, обезьяны, рыбки, слона, пингвина, тюленя и собаки – 80,8% верно интерпретировали «эксклюзию как отсутствие учета индивидуальных особенностей». То при решении задачи на «универсальный дизайн» выборка разделилась пополам: 49,9% отметили вариант, когда дети стоят на ящиках разной величины. А 50,1% вариант – когда дети отделены от поля сеткой-рабицей. А вы какой выбираете вариант «универсального дизайна».

При этом на открытый вопрос «Пример универсального дизайна» - свыше 80% привели верные примеры: пандус, автоматические двери, скошенный бордюр, визуальный сигнал светофора сопровождающийся звуковым и т.д.

А некоторые заставили уже организаторов искать приведенные примеры в Интернете: Скамейка в Александрийской библиотеке, Универсальные ножницы и т.д.

Высокий уровень осведомленности показали респонденты в понимании «Тактильные направляющие полосы» (92% верных ответов) и предназначения шрифта Брайля (98,3%).

58,6% верно отметили, что «Организация праздника "Новый год для детей с ДЦП" НЕ является инклюзивным мероприятием». Конечно, это уже сегрегация отделяющая, разделяющая. Инклюзия обеспечивает включенность каждого. 

На вопрос «Когда Вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, нужно обращаться…» 92,9% верно отметили, что  «непосредственно к нему». При этом неожиданные затруднения вызвал вопрос о людях с инвалидностью по слуху «Выберите правильный вариант названия». Правильный вариант «Жестовый язык» выбрали только 43%, а неверно ответили «Язык жестов» - 57%. Хотя вроде бы здравая логика подсказывает; русский язык, немецкий и т.д.

Особо приятно было зафиксировать осведомленность респондентов в вопросе «Назовите людей, которые несмотря на инвалидность самореализовались, живут (жили) активной жизнью и являются примером в профессиональном, личностном росте». 89% показали, что знают этих людей. И это не только мировые знаменитости Фрида Кало, С.Хокинг, Н.Вуйчич, но и живущие (жившие) в нашей стране Диана Гурцкая, Эдуард Асадов, Маресьев. И, конечно, живущие и работающие бок о бок с нами: Панов Степан (Тюмень), Кузюков Александр, Оксана Березовская (г. Омск), Смолин (Москва), Паралимпийцы: 1.Римма Баталова- легкоатлетка. 2.Роман Петушков - биатлонист. 3.Кирилл Михайлов – биатлонист и другие. Особенно чувственно читать «Мой молодой человек. У него ДЦП, он мастер спорта, играл в КВН, имеет высшее образование и работает».

И большинство (56,7%) верно ответили на вопрос: «Известный французский благотворитель, педагог и новатор XVIII — XIX веков, один из первых тифлопедагогов, создатель первых учебных заведений для слепых, автор рельефного алфавита для незрячих Валентин Гаюи в брошюре «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых» наставлял, что «Деятельность слепых следует приводить ...» (выберите продолжение)» - «как пример всем, имеющим склонность к лени».

Так что не будем лениться! Ведь инклюзия – это включение, а значит активность. Организаторы Диктанта (РУМЦ ТюмГУ) точно не собираются расслабляться, в том числе из-за благодарностей и пожеланий участников: "Для меня это новая область, поэтому мне все интересно и все нравится!; Развития и успехов в вашем замечательном деле!; Большое спасибо за важнейшую программу по развитию инклюзивного пространства вуза и региона и помощь людям; Это очень полезный диктант, говорю вам спасибо и продолжайте знакомить людей с инклюзией; Благодарим вас за создание важного для каждого человека инклюзивного диктанта, ведь очень важно повышать знания людей в этой области! Желаю успехов и профессиональных перспектив!".


Как и положено в окончании года можно резюмировать: Диктант сдан, работа над ошибками проведена. Но, инклюзия не заканчивается, она переходит на новый уровень. Уровень полноценной включенности в образование и социум. Уровень перехода от Инклюзивного образования к Инклюзивной культуре!

Поделиться
Январь 2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31