В рамках III Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» прошла стратегическая сессия сети ресурсных учебно-методических центров "Инклюзия и индивидуализация: методология, механизмы, методы и эффекты" на базе Южного федерального университета.
Цель стратегической сессии было осмысление новых подходов к развитию высшего инклюзивного образования в России.
Одним из ключевых спикеров сессии стала Волосникова Людмила Михайловна, директор Институт психологии и педагогики ТюмГУ. В своем докладе «Инклюзивное образование и индивидуализация: перекресток или параллельные дороги» Людмила Михайловна описала модель индивидуальных образовательных траекторий( ИОТ) ТюмГУ как проект, который может лечь в основу новой модели инклюзивного высшего образования.
Людмила Михайловна говорит: «Образовательный проект ТюмГУ опирается на тезис об уникальности каждого человека, уникальности его поведенческих, когнитивных, эмоциональных стратегий в процессе обучения. В отличие от применяемой сегодня модели адаптированной программы для инвалида, проект ИОТ учитывает не только нозологию, а все особенности челове6ка, в том числе с инвалидностью. ИОТ, которая предоставляет студентам возможности выбора дисциплин, проектирования учебного плана, смены группы, обладает высоким инклюзивным потенциалом, стимулирует личностное и волевое развитие студента с инвалидностью, повышает мотивацию к учебе».
Кроме того, Людмила Михайловна, представила результаты опроса преподавателей и тьюторов, ТюмГУ, которые работают по модели ИОТ.
88% опрошенных позитивно относятся к инклюзии в вузе; 59% опрошенных оказывают меры поддержки инвалидам; все опрошенные учитывают в своей деятельности индивидуальные особенности студентов, связанные с возрастом, полом, состоянием, здоровья, национальностью. Для большинства преподавателей инклюзивное образование обозначает право студентов на доступное качественное образование с учетом их индивидуальных особенностей.