С 23 по 25 апреля 2025 года в Череповце прошел V Всероссийский форум инклюзивного высшего образования с международным участием «Формирование пространства инклюзивного образования: требования времени, достижения, зоны роста». Событие собрало ведущих ученых, преподавателей и специалистов из 8 стран и 71 региона России.
Оператор Форума – Череповецкий государственный университет, Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа России по обучению людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СЗФО ЧГУ).
Основная цель форума – профессиональное обсуждение актуальных проблем в широком поле вопросов непрерывного и преемственного, бесшовного инклюзивного образования, вопросов социальной, образовательной и трудовой инклюзии; выявление дефицитов, демонстрация достижений, определение зон роста способствующих формированию ценностей инклюзивной культуры в пространстве инклюзивного образования.
«Спасибо нашим ресурсным учебно-методическим центрам и всей сети РУМЦ. Сегодня Череповец объединил более 700 человек – экспертов, специалистов, неравнодушных людей. Форум проходит в смешанном формате. Такое большое и активное участие ещё раз подчеркивает значимость, важность и необходимость тех инициатив, которые мы с вами реализуем, создавая ещё больше возможностей для всех ребят» –отметила Ольга Викторовна Петрова, Заместитель Министра РФ.
Форум стал площадкой для обмена опытом и выработки решений по актуальным вопросам инклюзивного образования. Программа событий была насыщенной и разнообразной: расширенное пленарное заседание; выставка лучших инклюзивных практик РУМЦ ВО и вузов-партнеров; проектная сессия; тренинги личностного роста «PRO-копинги»; брей-ринги; питч-сессии; работа секций и круглых столов; круглый стол по реализации пилотных проектов на территориях Вологодской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областей и Ставропольского края; мастер-классы; посещение научно-исследовательских лабораторий РУМЦ СЗФО ЧГУ; РНТЦ, Точки кипения.
Участники Форума обсудили ключевые проблемные поля в данной сфере, включая:
В рамках работы секций и площадок Форума специалисты сети РУМЦ ТюмГУ представили результаты своих исследований, посвященных развитию инклюзивного высшего образования и формированию инклюзивной культуры в вузе.
Инга Валерьевна Патрушева, и.о. директора РУМЦ ТюмГУ представила доклад «Универсальный дизайн обучения как прорывная инклюзивная стратегия в условиях образовательной гетерогенности: исследовательский кейс ТюмГУ» в рамках презентации приоритетных направлений научных исследований в сфере инклюзивного высшего образования.
В дистанционном формате Анастасия Алексеевна Боброва, старший преподаватель Сургутского государственного педагогического университета и Амина Абтрахмановна Ниязова, заведующий кафедрой педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет поделились опытом на тему «Инклюзивная компетентность педагогов как ресурс образовательной системы ХМАО-Югры».
В рамках работы секции «Сотрудники вуза: от инклюзивной политики до инклюзивной культуры» Ольга Васильевна Огороднова, ведущий эксперт Школы образования ТюмГУ осветила тему «Универсальный дизайн как основание для проектирования дидактических решений в высшем инклюзивном образовании», подчеркнув важность применения принципов универсального дизайна в создании доступной и эффективной образовательной среды.
Голдовская Алёна Викторовна, к.н., доцент Томского государственного университета поделилась с коллегами опытом «Формирования инклюзивной культуры через интерактивное обучение: опыт реализации курса для студентов Томского государственного университета».
Важным мероприятием завершающего дня Форума стала стратсессия руководителей и сотрудников сети РУМЦ, в которой приняла участие И.В. Патрушева, и.о. директора РУМЦ ТюмГУ. Команда обсудила актуальные рабочие вопросы: работа Совета Минобранауки России по развитию ИВО; флагманские мероприятия; актуализация МКП и другие вопросы.
Три дня плодотворной работы стали важным шагом в определении актуальных вызовов, перспектив и ресурсов развития инклюзивного образования, а также формировании общей стратегии для создания доступной и комфортной среды для всех обучающихся.