ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗНООБРАЗИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

3 июня 2025 9

28 мая 2025 года в ТюмГУ состоялся семинар-практикум по развитию инклюзивного высшего образования. Событие, организованное РУМЦ ТюмГУ, объединило студентов, тьюторов, преподавателей и специалистов вуза, заинтересованных в развитии инклюзивного образования.

Встреча прошла под девизом «Ничего для нас без нас»: студенты с инвалидностью и ОВЗ активно участвовали в обсуждении, делились личным опытом и предложениями, что позволило сделать работу семинара максимально практико-ориентированной и соответствующей реальным запросам.

Ключевая цель семинара-практикума – проектирование подходов к сопровождению и обучению студентов с учётом их особых образовательных потребностей на основе принципов универсального дизайна.

Семинар начался с содержательной TED-лекции «Универсальный дизайн в инклюзивном высшем образовании: вызовы и решения», которая создала концептуальную основу для последующей работы.

Особенностью мероприятия стал его прикладной характер – участники не только обсуждали теоретические аспекты, но и сразу разрабатывали практические решения, которые можно внедрить в образовательный процесс. Работа велась с реальными кейсами, что обеспечило высокую практическую ценность всех разработанных материалов.

В ходе первого трека работы участники детально разобрали реальные кейсы студентов ТюмГУ, составили их компетентностные профили и определили особые образовательные потребности (ООП). В ходе дискуссии были подняты ключевые вопросы:

-  Какие есть способы определения ООП?

-  Как особенности студентов могут влиять на образовательные результаты?

-  Можно ли управлять этим процессом?

Второй трек был посвящен созданию индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) с учетом особых образовательных потребностей студентов на основе принципов универсального дизайна обучения (УДО). Рабочие группы представили наиболее оптимальные способы для успешной реализации ИОТ конкретного студента на основе его ООП, форматы взаимодействия субъектов учебного процесса (студент-тьютор-преподаватель) в разрезе ключевых блоков: вовлечение/мотивирование; предоставление информации; демонстрация достижений и образовательных результатов студентов.

«Сегодняшний семинар наглядно продемонстрировал: настоящая инклюзия – это не формальное соблюдение норм, а сложная, живая система. Она требует не только глубоких профессиональных компетенций, но и четко выстроенного взаимодействия между преподавателями, тьюторами, специалистами разных уровней и самими студентами. Только такой комплексный подход позволяет создать по-настоящему доступную образовательную среду для каждого», – подчеркнули организаторы события.

Семинар-практикум стал важной площадкой для профессионального диалога, задав вектор дальнейшей работы по созданию комфортных и доступных условий в университете для студентов с особыми образовательными потребностями. Участники отметили:

«Семинар произвёл на меня огромное впечатление своей актуальной темой и практическим подходом. Мне очень понравилось, что брали реальные кейсы и пытались их разобрать досконально, в том числе и мой собственный. Была рада поучаствовать. Благодарность организаторам – огромная!» – Мадина Юлдошева (студентка).

«Проведение мероприятий, подобных данному семинару, является важным и весомым шагом для понимания индивидуальностей окружающих. На семинаре студенты и сотрудники университета получили возможность обменяться опытом и идеями для построения адаптивного и разнообразного образовательного процесса!» – Елизавета Клочко (студентка).

«Хочется отметить слаженную работу всех участников и, безусловно, поблагодарить команду организаторов. Бесценна поддержка, профессионализм и фокус на важных темах, а также создание комфортной атмосферы для всех. Мне видится большой потенциал в масштабировании такого формата взаимодействия всех участников образовательного процесса на уровне университета!» – Анастасия Тельминова (тьютор).

«Коллектив РУМЦ делает большое, важное дело, позволяющее качественным образом изменить образовательное пространство ТюмГУ. Понравился продуманный сценарий мероприятия, что обеспечило максимально продуктивную командную работу. Под впечатлением от настоящих и планируемых инициатив. Пусть все получиться воплотить в жизнь!» – Елена Ягудина (преподаватель).

«Я имела честь общаться с профессионалами своего дела, педагогами, которые решают сложнейшую задачу, направленную на максимально возможное развитие человека, имеющего ограниченные возможности здоровья. Благодаря качественно, грамотно, логично выстроенному семинару-практикуму, все участники семинара имели возможность понять не только в теории, но и на практике, как оптимизировать процесс обучения студенческой молодежи с особенностями здоровья. Огромное всем преподавателям спасибо!» Татьяна Павловна (преподаватель).

Поделиться
Июнь 2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30