ФЕСТИВАЛЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
«УНИВЕРСИТЕТ – ТЕРРИТОРИЯ ИНКЛЮЗИИ»
Фестиваль инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии» (далее – Фестиваль) – традиционное событие для Тюменского государственного университета.
Цель Фестиваля – развитие инклюзивной культуры студентов и преподавателей университета через осознание и принятие ценностей инклюзии и разнообразия, формирование навыков взаимодействия в гетерогенной среде, включение в события инклюзивной направленности.
Фестиваль инклюзивной культуры организуется с 2017 года ежегодно на базе Школы образования (ранее Институт психологии и педагогики) и вовлекает в инклюзивное взаимодействие весь университет и его социальных партнеров. Фестиваль – это ряд инклюзивных событий, объединенных общей идеей и смыслами. Сроки проведения Фестиваля приурочены к датам: 13 ноября – Международный день слепых и 16 ноября – Международный день толерантности.
Проект ориентирован на разнообразие участников: студенты, преподаватели, административно-управленческий персонал вузов; члены общественных организаций; школьники. Одним из главных принципов всех событий выступает принцип «ничего для нас без нас», поэтому обязательным условием является активное вовлечение людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Численность обучающихся/представителей других целевых групп, охваченных практикой за время ее реализации2017 год – 370 участников
-
2018 год – 780 участников
-
2019 г. – 820 участников
-
2020 г. – 897 участников (онлайн-формат)
-
2021 г. – 1145 участников (смешанный формат)
-
2022 г. – 2490 участников (смешанный формат)
-
2023 г. – 1005 участников (смешанный формат)
-
2024 г. – 1700 участников (смешанный формат)
Фестиваль вариативен по формам организации инклюзивных событий и вовлеченности участников: мастер-классы; интерактивные занятия в студенческих группах; инклюзивные игры; инклюзивный хоровод; флэшмоб; акция; круглый стол; инклюзивный концерт; стратегическая сессия; образовательные вебинары для студентов и преподавателей; инклюзивный диктант; конкурс методических разработок; рефлексия в темноте и др. Ежегодно программа корректируется и обновляется с учетом предложений участников и опыта проведения Фестиваля.
Традиционные события фестиваля:
Инклюзивные игры – событие, направленное на формирование инклюзивных компетенций участников: включенности, понимания социального разнообразия, умений взаимодействия и взаимоподдержки. Инклюзивные игры являются неотъемлемой частью «Фестиваля инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии». Волонтеры ТюмГУ, представители общественных организаций инвалидов выступают здесь и как организаторы игр и мастер-классов, и как наиболее активные участники, показывая пример другим студентам и вовлекая в совместные виды активности в рамках Фестиваля. Используются инклюзивные игры социальной или спортивной направленности. Социальные: Инклюзивный повар, Живопись в слепую, Пластилинография. Спортивные: Инклюзивные шашки и шахматы, Крестики/нолики, Инклюзивный дартс и гольф, Инклюзивная эстафета.
ФОТО (карусель)
Интерактивные занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого» проводятся для студентов первых курсов каждого института. В качестве разработчиков сценария занятия, организаторов и ведущих выступают студенты и преподаватели с привлечением специалистов Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) ТюмГУ. На занятиях обсуждаются вопросы: Чем ценно разнообразие общества? Что такое инклюзия? Как проявляется инклюзия? Через просмотр и обсуждение видеороликов, короткометражных мультфильмов, отрывков художественных фильмов студенты осознают значение инклюзии в обществе и образовании. Примеры известных людей с инвалидностью, добившихся больших успехов в жизни позволяют задуматься о собственных возможностях и увидеть ценность каждого, осознать социальные барьеры на пути к инклюзии.
Образовательный потенциал и возможности установления сетевого взаимодействия имеют такие события, как: круглый стол, стратегическая сессия и вебинары для студентов, преподавателей и сотрудников университета. Они являются площадкой для обсуждения актуальных вопросов создания инклюзивной образовательной среды в вузе, инструментом выстраивания связей и нахождения точек пересечения разных структурных подразделений и специалистов университета для решения актуальных задач инклюзивного образования.
ФОТО (карусель)
Инклюзивный диктант – новая форма события инклюзивной направленности. Главная цель диктанта – актуализация знаний в сфере инклюзии, повышение интереса и осведомленности. Как любая форма отчетности в образовании диктант, с одной стороны, позволяет зафиксировать особенности понимания и представления участников об инклюзии. А, с другой стороны, реализует обучающую функцию, сфокусировав внимание участников на некоторых сторонах инклюзии, заставляя их погружаться в тему, искать ответы на вопросы, которые вызвали затруднения.
ФОТО (карусель)
Инклюзивный концерт «Инклюзия в сердце: вижу, слышу, чувствую», как правило, завершающее событие Фестиваля. Это концерт, в котором принимают участие студенты, школьники, представители общественных объединений людей с инвалидностью, обучающиеся центров дополнительного образования. Это событие позволяет увидеть неограниченные возможности людей имеющие разные особенности, раскрыть собственные таланты, поверить в собственные силы и научиться видеть ценность каждого
ФОТО (карусель)
Каждое событие несет в себе смысловую и ценностную нагрузку и ориентировано на определенную категорию, либо охватывает всех участников. Важными принципами являются целенаправленность, результативность и интерактивность всех форм организации взаимодействия.
Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в условиях организаций высшего образования для формирования готовности участников образовательных отношений к взаимодействию в гетерогенной социальной среде и распространения инклюзивных ценностей. Важно понимать и поддерживать инклюзию не только в среде университета, но и содействовать её трансляции во вне, чтобы университет становился драйвером социальных преобразований демонстрируя принцип: «От инклюзивного образования к инклюзивной культуре!».
ФОТОГАЛЕРЕЯ (карусель)
ВИДЕОРОЛИКИ (карусель)
ФИК в лицах (отзывы)