Рекомендации
по результатам анализа стратегических программ вузов
Согласно п.10 Государственного задания на 2021 год Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета (далее – РУМЦ ТюмГУ) был проведен анализ стратегических программ шести университетов из пяти регионов Российской Федерации. Помимо стратегических программ, был проведен анализ иных документов вузов (планов, дорожных карт), направленных на развитие инклюзивного образования и повышение доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
При проведении анализа использовались два подхода к пониманию термина инклюзивного высшего образования:
1. инклюзивное образование в узком смысле как образование для людей с инвалидностью (ФГОС ВО);
2. инклюзивное образование в широком смысле как инклюзивное образование для всех.
Значительная часть вузов-партнеров РУМЦ ТюмГУ вошла в Федеральную программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Минобрнауки РФ в конце 2021 года. Пять из шести проанализированных программ написаны в соответствии требованиями и шаблоном Федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Требования Программы вузов группы «Приоритет-2030» демонстрируют широкое понимание инклюзивного образования как образования для всех. При этом в двух программах используется принцип инклюзивности в качестве основы формирования кампусной политики. В трех других данный принцип не используется. Однако во всех без исключения программах вузов группы «Приоритет-2030» применяется терминология, близкая к инклюзивной, как например: доступность; комфортность; безопасность и открытость, многофункциональность и эксплуатационная гибкость кампусной среды; экологическая устойчивость; адаптивность; цифровизация и многорезидентность, поликультурность; индивидуализация и интернационализация; мультимодельная образовательная среда, мультимодельная молодежная культура; доступная, комфортная безопасная среда; мультикультурная среда; социальное благополучие всех; доступная цифровая среда. Наиболее часто употребляемым термином, характеризующим образовательную и молодежную политики университетов группы «Приоритет-2030», является термин «индивидуальные образовательные траектории». В текстах программ вузов группы «Приоритет-2030» отсутствует план мероприятий по развитию инклюзивного высшего образования, и это объяснимо, так как приоритетом программы «Приоритет-2030» является, прежде всего, академическое превосходство, измеряемое наукометрическими показателями.
Все вузы-партнеры РУМЦ ТюмГУ, входящие в группу «Приоритет-2030», уделяют серьезное внимание развитию доступности и инклюзии, давно и плодотворно сотрудничают с РУМЦ ТюмГУ; совместно с ТюмГУ ежегодно утверждают дорожные карты сотрудничества по развитию инклюзивного образования; реализуют креативные инклюзивные политики в отношении студентов с инвалидностью и иных социально уязвимых групп, опирающиеся на сложившиеся культурные традиции вуза. Кроме того, заявленная в стратегических программах этих вузов образовательная политика на принципах индивидуализации, поликультурности, открытости и цифровизации объективно способствует повышению инклюзивности в учебном процессе.
Из проанализированных программа только одна программа опирается на узкое понимание инклюзивного образования, она ориентирована на повышение доступности и открытости среды для студентов с инвалидностью и ОВЗ, что в полной мере соответствует национальной рамке, установленной Госпрограммой РФ «Доступная среда».
Таким образом, с целью развития инклюзивного высшего образования рекомендуется:
1. Министерству высшего образования и науки России рекомендуется включать в отчеты университетов разделы, направленные на повышение доступности образования для лиц с инвалидностью и утвердить для вузов типовую программу развития инклюзивного образования.
2. Вузам-партнерам РУМЦ ТюмГУ рекомендуется обновить Дорожные карты по повышению значений показателей доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью, размещать на сайтах дорожные карты взаимодействия с РУМЦ ТюмГУ в сфере инклюзивного образования.
3. Вузам группы «Приоритет-2030» рекомендуется:
- максимально использовать ресурсы их стратегических программ для развития доступной комфортной среды для всех студентов, а также для привлечения иностранных студентов с инвалидностью;
- учесть опыт развития инклюзии в высшем образовании в ведущих зарубежных университетах мира, которые совмещают стратегии академического и инклюзивного совершенства (см. Волосникова Л.М., Загвязинский В.И., Кукуев Е.А., Федина Л.В., Огороднова О.В. Конвергенция концепций академического и инклюзивного совершенства исследовательских университетов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 4. С. 43–78).